24.04.2025

#СтраницыПобеды: Как велась научная работа в годы блокады

Даже в самые тяжелые месяцы блокады Ленинграда не прекращалась научная работа и обмен опытом медицинских специалистов. С мая 1942 г. возобновилась работа Научного общества детских врачей Ленинграда.

В тяжелый период блокады Общество сыграло большую положительную роль; в те дни заседания его бывали особенно многолюдны и на них решались самые жгучие вопросы, требовавшие срочного решения, — вспоминала ректор Ленинградского педиатрического мединститута (ЛПМИ) Юлия Менделеева.

Несмотря на трудности войны, только за 1942 г. было оформлено 26 научных работ, подготовлено 4 монографии и учебника, проведено 18 заседаний, собравших почти 2 тыс. человек.

Весь четвертый номер советского журнала «Педиатрия» за 1944 г. состоял полностью из работ Ленинградских врачей и был озаглавлен как «исторический памятник работе детских врачей... стремлению к научной работе, которой не могли помешать никакие внешние условия».

Обучение медицинского персонала также не прекращалось, а с 1943 г. даже активно развивалось: преподавались курсы сестер военного времени, единых педиатров, различные программы повышения квалификации.

Именно ЛПМИ в 1944 г. стал центральным советским учреждением по разработке новой 6-летней программы обучения педиатров.

Два раза в месяц устраивались обходы профессоров и доцентов, предназначенные для городских педиатров, с разбором случаев и демонстрации пациентов.

Всего за годы войны:

  • Курсы усовершенствования закончили 459 врачей; 
  • В институте было подготовлено 25 операционных сестёр, 275 сандружинниц из состава работниц фабрик и заводов, 1,8 тыс. сестёр Российского Общества Красного Креста, 500 военных медицинских сестёр; 
  • Через все клинки больницы за годы блокады прошли 15 576 больных; 
  • Было защищено 9 докторских и 36 кандидатских диссертации, написано 165 журнальных статей, выпущено 6 сборников трудов;

Опыт, полученный врачами ЛПМИ во время войны, по терапии и профилактике детских заболеваний, по анализу заболеваемости и смертности, организации лечебно-профилактической помощи, позволили создать целую совокупность сведений и разработать комплекс рекомендаций по лечению, выхаживанию и реабилитации детей всех возрастов.

Многие из показателей к концу войны достигли довоенного уровня, а показатель детской смертности в 1945 г. был ниже уровня 1940 г.

Подробнее
Все новости